пятница, 10 февраля 2017 г.

"Собачья Калевала" Маури Куннас

"Собачья?? Калевала??" - недоумевала я, впервые услышав об этой книге. "Что же это делается? Куда катится мир? Как можно так обращаться с эпосом?" - так и звучали во мне голоса сомневающегося филолога. Не надругательство ли это над классикой, спрашивала я себя. И в то же время любопытство подмывало заглянуть в книгу, почитать-проверить и убедиться. Или разубедиться. Сохранила её в отложенных. И тут она - прыг! - прямо ко мне в руки с библиотечной полки: "Смотри, какая я красавица! Ну-ка прочти меня! А потом уже суди!" Так эта своенравная финка утёрла мне нос.
"Ярослав, я тебе сегодня буду читать очень необычную книгу. Там сложные имена у героев. И они.. собаки. Но ты послушай. Должно быть интересно" - "Давай уже читай, мам".
И мы стали читать.
Я не помню, когда еще мы так увлекались разглядыванием рисунков. Насколько же детально они прорисованы - ничто не ускользнуло от воображения автора. Доспехи, лодки, костюмы, природа, эмоции героев, традиционные жилища, сказочные чудовища - всё продумано до мелочей, воплощено на бумаге. Удивительно, как точно Куннас передал финские цвета - неба и леса. Именно те оттенки, которые вы увидите, если отправитесь в Суоми или в нашу Карелию - бледно-голубое небо и изумрудный лес.
Надо признаться, это была потрясающая идея рассказать детям о событиях давно минувших дней иносказательно. Жители Калевалы у Куннаса - собаки. Северный народ Похъёлы - волки. Между ними живёт очень забавный котик со своей матерью - Лемминкяйнен.
Куннас пересказывает для детей основные события Калевалы - поход в Похъёлу к ведьме Лоухи, сватовство к её дочери, изготовление волшебной мельницы Сампо - опуская ненужные детям эпизоды о самоубийсте Айно и другие нелицеприятные моменты (эпос это или нет, в конце концов!?)
Таким образом, 600 страниц эпоса, которые прочел далеко не каждый финн, а тем более русский, превращаются в 32 страницы увлекательного детского чтения, полного картинок и сюжетных виражей. Прекрасен и логический конец книги, объясняющий почему собаки не любят кошек.
Уверена, что так пересказать великую книгу карелов было совсем не просто, но сделано это очень талантливо.












Комментариев нет:

Отправить комментарий