Эту книгу я читала три месяца. Мне пришлось просить библиотекарей выдать её на второй читательский билет, потому как и дочитать не могу и сдать непрочитанной тоже.
Не отпускала она меня. Зацепила своей настоящей жизнью, чистым полем, простыми людьми и невыдуманными историями. Когда я брала её в библиотеке, то ожидала лёгкого непринуждённого чтения - подобно летнему ветру в кукурузнике. А оказалось, что эти грязные мальчишечьи ноги в поле не парят над землёй, а вросли в югославское жёлтое,возлюбленное солнцем и дождём поле, и пустили там корни. Вся книга сплошь состоит из приключений юных сорванцов, за которыми прячутся их переживания, тяготы и лишения, сложности в отношениях со старшими и большая любовь к жизни и природе.
Меня не покидало ощущение, что я смотрю "Вечера на хуторе близ Диканьки", снятые Эмиром Кустурицей. В книге описывается жизнь глухой югославской деревушки и её жителей - нашего главного героя Бранко, его "младшего" дядюшки Ильи (aka Илька-Килька, Икан, Ильканыч, Икастый, Ильканец-итальянец и т.д.), деда Рады, школьного истопника Джурача Карабардаковича, мельника Дундурии, его кота Котурии, Славко Дубича по прозвищу Араб, бабки-знахарки Еки, девочки Веи, которая пила ракию на равне со взрослыми и других. Вы уже понимаете, что народец там очень колоритный живёт, да? За эти три месяца, что я читала книгу по чайной ложке, всё равно что сериал смотрела, они мне стали как родные. Даже скучаю по ним!
Эту книгу не хочется читать быстро. На каждое приключение - по серии, по вечеру. В первой серии: герои идут в школу. Не очень-то им хочется туда идти. Говорят, там учительница розгами учит. И скоро они узнают, что так оно и есть ("Это только до первой сотни розог болит, а там привыкаешь, как будто бы и не тебя стегают"). А еще в школу нужно ходить в штанах - экая досада!
В другой серии у Икана рождается младший брат. Родители в те времена не озадачивались подготовкой ребёнка к столь важному событию, и узнавали дети о рождении младших братьев-сестёр по совершившемуся факту. Бедный Илька был так потрясен, что убежал из дома и нанялся пасти овец.
А однажды, получив розог за то, что позволил цыганам обмануть себя и отдал им еду, Икан к этим же цыганам и убегает. Сюжет разворачивается в духе югославского вождя краснокожих. Возвращаясь к деду домой, он прихватывает у цыгана шляпу и трубку за такое одолжение.
Как себя развлечь, дети в те времена знали прекрасно. Вот, например, отличная игра - "Мертвец". А как в неё играть?
"Да это каждый дурак знает, — подбадривал непосвященных Дубина. — Кто-нибудь будет мертвецом, а мы его понесем на носилках через реку на кладбище. По дороге следует плакать, причитать и ракию пить, а поп будет покойника отпевать и голосить аллилуйя.
— Ой, как здорово! — восхищались мы, а Дубина дальше поучал:
— Но только, чур-чура, уговор: мертвецу запрещается хихикать, говорить, кашлять, чихать и сморкаться. Если он какой-нибудь звук подаст, носильщики тут же сбрасывают его с носилок и выбирают другого мертвеца.
— А чесаться можно? — предусмотрительно осведомлялся мой дядька Илья. С тех пор как он стал носить штаны из конопляного полотна, он то и дело чесался.
— Ну уж нет! Чесаться тоже нельзя! — строго возражал Дубина. — Это что за мертвец, который примется чесаться, словно корова об плетень."
Не отпускала она меня. Зацепила своей настоящей жизнью, чистым полем, простыми людьми и невыдуманными историями. Когда я брала её в библиотеке, то ожидала лёгкого непринуждённого чтения - подобно летнему ветру в кукурузнике. А оказалось, что эти грязные мальчишечьи ноги в поле не парят над землёй, а вросли в югославское жёлтое,возлюбленное солнцем и дождём поле, и пустили там корни. Вся книга сплошь состоит из приключений юных сорванцов, за которыми прячутся их переживания, тяготы и лишения, сложности в отношениях со старшими и большая любовь к жизни и природе.
Меня не покидало ощущение, что я смотрю "Вечера на хуторе близ Диканьки", снятые Эмиром Кустурицей. В книге описывается жизнь глухой югославской деревушки и её жителей - нашего главного героя Бранко, его "младшего" дядюшки Ильи (aka Илька-Килька, Икан, Ильканыч, Икастый, Ильканец-итальянец и т.д.), деда Рады, школьного истопника Джурача Карабардаковича, мельника Дундурии, его кота Котурии, Славко Дубича по прозвищу Араб, бабки-знахарки Еки, девочки Веи, которая пила ракию на равне со взрослыми и других. Вы уже понимаете, что народец там очень колоритный живёт, да? За эти три месяца, что я читала книгу по чайной ложке, всё равно что сериал смотрела, они мне стали как родные. Даже скучаю по ним!
Эту книгу не хочется читать быстро. На каждое приключение - по серии, по вечеру. В первой серии: герои идут в школу. Не очень-то им хочется туда идти. Говорят, там учительница розгами учит. И скоро они узнают, что так оно и есть ("Это только до первой сотни розог болит, а там привыкаешь, как будто бы и не тебя стегают"). А еще в школу нужно ходить в штанах - экая досада!
В другой серии у Икана рождается младший брат. Родители в те времена не озадачивались подготовкой ребёнка к столь важному событию, и узнавали дети о рождении младших братьев-сестёр по совершившемуся факту. Бедный Илька был так потрясен, что убежал из дома и нанялся пасти овец.
А однажды, получив розог за то, что позволил цыганам обмануть себя и отдал им еду, Икан к этим же цыганам и убегает. Сюжет разворачивается в духе югославского вождя краснокожих. Возвращаясь к деду домой, он прихватывает у цыгана шляпу и трубку за такое одолжение.
Как себя развлечь, дети в те времена знали прекрасно. Вот, например, отличная игра - "Мертвец". А как в неё играть?
"Да это каждый дурак знает, — подбадривал непосвященных Дубина. — Кто-нибудь будет мертвецом, а мы его понесем на носилках через реку на кладбище. По дороге следует плакать, причитать и ракию пить, а поп будет покойника отпевать и голосить аллилуйя.
— Ой, как здорово! — восхищались мы, а Дубина дальше поучал:
— Но только, чур-чура, уговор: мертвецу запрещается хихикать, говорить, кашлять, чихать и сморкаться. Если он какой-нибудь звук подаст, носильщики тут же сбрасывают его с носилок и выбирают другого мертвеца.
— А чесаться можно? — предусмотрительно осведомлялся мой дядька Илья. С тех пор как он стал носить штаны из конопляного полотна, он то и дело чесался.
— Ну уж нет! Чесаться тоже нельзя! — строго возражал Дубина. — Это что за мертвец, который примется чесаться, словно корова об плетень."
Много смешных историй рассказывает Бранчо Чопич. Читаешь и понимаешь - прошли те времена. Безвозвратно прошли. Не бегают больше школьники после уроков по полям и лесам, не играют в мертвеца, не удирают зимой из дома босиком через всю деревню на гулянья - прялки. А может быть всё-таки бегают? Где-нибудь в сербской глуши? Оказаться бы в том краюи проверить! Ув
идеть своими глазами эти поля, белые домики, церковь с колоколами, зовущими на службу, выпить свежего молока и поваляться в траве. Пойду поставлю флажок на карту. После этой книги очень хочется отправиться на волю.
Сфотографировать книгу я так и не успела. Нужно было сдавать её в библиотеку. Поэтому проиллюстрирую свой рассказ картинами югославского художника Миле Давидовича. Они, мне кажется, идеально подходят для создания образа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий