вторник, 28 марта 2017 г.

"Ключ к сказке" Роман Сеф

Где-то в космосе летит
Голубой метеорит...

Как мне нравится это стихотворение и этот мультфильм из сериала "Карусель"! В нём и про космос, и про непознанное. Академические успехи автор связывает с интересной работой.

Ты помалу подрастёшь,
Сносишь десять пар калош.
Прочитаешь гору книг,
Станешь астрономом.

Играет "Gaudeamus igitur juvenes dum su-u-u-mus".
Это-то меня и зацепило. В детстве я не видела этот мультфильм. И как-то раз, когда сын в миллионный раз посмотрел "Антошку" и "Рыжий-рыжий конопатый", я вдруг услышала знакомый мотив. И знакомую речь на мёртвом древнем языке. Когда-то мы учили и сдавали на латыни этот студенческий гимн.

..И однажды вечером
Ты пойдёшь к знакомым.
Вдруг репродуктор говорит:
"В тайгу упал метеорит!"
Весь мир взволнован,
Мир шумит:
-В тайгу упал метеорит!

Наутро
Скажешь ты друзьям,
Простившись со столицей:
"Я не приду сегодня к вам,
Я в полдень вылетаю сам
С одной из экспедиций".

Космос, тайга, экспедиция. Жизненный план, достойный мечты любого мальчишки. Или даже девчонки. Я бы тоже не отказалась летать в экспедиции!


...Тебе сегодня 
Восемь лет, 
Перед тобой 
Весь белый свет, 
Но где-то 
Во Вселенной 
Летит, 
             летит, 
                         летит, 
                                      летит 
Твой голубой метеорит - 
Подарок драгоценный. 

Так вот: 
Пока он мчится, 
Поторопись учиться.

От этих строк мне хочется схватить портфель и бежать учиться, скорее узнавать новое. Второе высшее! Курсы! Книги! Библиотека! Меня ждёт он - мой метеорит. 
Казалось бы, назидательный смысл в стихотворении. Но ведь работает, мотивирует. Понятно ведь, что без труда ни космоса, ни экспедиций не будет. 
Ради этого стихотворения я купила "Ключ от сказки". А в нём.. как на обложке - сундук, ломящийся от чудес. "Дружок", "Ночная музыка", "Алло, это море" - все эти и другие стихотворения я хочу знать наизусть. Хочу, чтобы они стали частью меня, как стал "Голубой метеорит". Это книга, которую я беру в руки часто, читаю детям вслух и про себя. Читаю 
за кофе или пока дети играют рядом. А иногда в тишине и одиночестве - и пытаюсь впитать и запомнить каждую строчку.

Совершенно по-новому начинают звучать стихи Романа Сефа, если ознакомиться с биографией писателя. "Сразу же, как только появился на свет, я начал сочинять стихи, правда читать и писать я тогда еще не умел, но что-то во мне уже булькало, звенело, гудело, напевало. А когда мне исполнилось целых четыре года, во мне появилось главное для поэта свойство - я научился грустить". Этими словами открывает Роман Сеф свою книгу.
Когда ему исполнилось 6 лет, его отец был расстрелян, а мать сослали в лагеря на 10 лет. В 19 лет он сам был репрессирован и провёл целый год в одиночной камере, а затем пять лет на поселениях близ Караганды.  Там он выучил английский язык и стал заниматься стихотворным и прозаическим переводом.

"Главное, - говорил он, - нужно было оставаться человеком: следить за собой, не позволять себе ходить на лагерную работу небритым. Находить в себе силы поддерживать друзей".

В его стихотворениях часто можно почувствовать и грусть, и тоску, и добрую иронию. Но они не безнадёжны. Они всегда оставляют читателю надежду и желание верить в дружбу, в людей.

Вагоны - это стулья.
А паровоз - кровать.
А если ты не веришь, 
То можешь
Не играть.










Комментариев нет:

Отправить комментарий