воскресенье, 29 января 2017 г.

"Домовые" Маури Куннас

С книгами финского писателя Маури Куннаса мы познакомились только в этом году. Сначала увидела его "Собачью Калевалу", "Робин Гуда" и "В гостях у Санта-Клауса" в книжных обзорах, а потом встретила в библиотеке. Вынашиваю обзор "Калевалы" - слишком много впечатлений, и им надо дозреть. А пока расскажу про книгу "Домовые".
В прошлом году мы прочитали слишком много книг про гномов. "Кривуля", "Рождественская каша", "Томтен" и "Томтен и лис". Они незаметно вошли в нашу жизнь и стали её частью. В декабре гномы приносили нам сюрпризы и клали в адвент-календарь. Они даже немного потеснили Деда Мороза :)
Домовые у финнов - это те же гномы, дружественные человеку духи-помощники. В отличие от русского домового, финские тонтту живут и в бане, и в хлеву, и в коровнике, и в овчарне - и охраняют животных, следят за порядком и за хозяйством, за скотиной и за урожаем.
"Домовые" Маури Куннаса - это своеобразная энциклопедия, рассказывающая читателю о разных видах этих милых, но порой очень своенравных существ. Про каждого из домовых написана небольшая сказка, проиллюстрированная автором. Куннас талантлив и как рассказчик, и как художник - недаром он очень популярен на своей родине. Его рисунки очень детские, понятные - с одной стороны, и сказочные, передающие настроение сказки -  с другой. Он точно изображает характерные для финской избы детали: маленькие окошки (чтобы летом солнце не мешало спать - белые ночи!), деревянная утварь, каменная печь в сауне, особого строения сени. "Домовые" - это не просто сборник бабушкиных сказок о гномах. С точки зрения изучения этнографии книга представляет интерес и для взрослых, и для детей старшего возраста.
Автор знакомит нас с домовым-музыкантом, домовым Копыто, баенником Черноносом, конюшим, овинником, мельничим и другими волшебными обитателями финского хутора.
Последняя глава посвящена празднованию Рождества. "Домовые отмечали вместе с людьми Рождество, когда Йоулупукки ещё и в помине не было. В Рождество, понятное дело, празднуют Рождение Христа, но это еще и праздник конца года, и в такой день домового забывать не следует: ведь от него тоже зависит, каким был урожай в прошлом году и каков будет в следующем".
Мне стало интересно, какая роль отведена домовым в современном финском обществе, и я задала этот вопрос своей финской подруге. Вот, что она ответила:
"Обычно гномов воспринимают как добрых духов. В финском языке много слов, имеющих в составе корень "гном". Домового называют kotitonttu, что переводится как домашний гном. Saunatonttu - гном сауны, или баенник. Домовой помогает по хозяйству - с ним дела спорятся, а пропавшие вещи легче отыскиваются. Баенник живёт в сауне или рядом с ней, в старые времена сауна всегда была отдельной постройкой. Домовые приносят удачу и благосостояние в дом. Под Рождество многие взрослые начинают дразнить детей, говоря им о том, что гномы наблюдают за их поведением. Послушным детишкам гном принесёт подарок, а тот, кто вёл себя плохо, его не получит.
В лесу живут лесные гномы - menninkäinen. Они часто встречаются в национальном фольклоре и в финских песнях.
В Лапландии существуют свои особенные гномы - maahinen.
Сейчас гномы не играют какой-либо важной роли в финской культуре, но они являются неотъемлемой частью детской литературы и домашнего декора. Они забавные, но в современном мире они уступили место Муми-Троллям".
"Домовые" в Лабиринте | в Озоне













А так выглядят современные финские летние домики - kesämökki. Фото из моего архива 2013 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий