воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Мы с Яркко рисуем: штампами, спонжами, кистями и пальчиками.



Помните, как Антуан де Сент-Экзюпери в начале "Маленького принца" рассказывает о своем детском рисунке - удаве, проглотившем слона? И о том, как взрослые его не поняли?

"Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри,а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать".
У меня была примерно такая же история. 


Научиться рисовать я всегда очень хотела. Я страдала от того, что не могу на бумаге изобразить те прекрасные картинки, которые рождались в моем сознании во сне и на яву. Мне хотелось взять в руки карандаши и перенести тот мир на бумагу, но когда я начинала, мои прекрасные видения превращались в непропорциональные каля-маля. Про краски даже вспоминать не хочется: акварель и гуашь все время текли, бумага размокала и скатывалась. Уроки ИЗО я любила за их атмосферу и запах краски, но рисовать на них я так и не научилась (как впрочем никто не научился за 45 минут).
Поэтому всё детство я провела в поисках того, что показало бы мне, как это делать. Жаль, что не было тогда интернета с многочисленными мастер-классами и прекрасных книг по детскому творчеству, которые в изобилии издаются сейчас. Первыми моими уроками стало срисовывание иллюстраций Елисеева к "Дому, который построил Джек". К сожалению, врожденным даром видения перспектив и пропорций я не обладала, поэтому учиться пришлось самой методом проб и ошибок. 
Всё это длинное вступление к чему?.. А к тому, что я вижу тоже самое в моем ребёнке. Он с удовольствием рисует, пробует краски, обожает смешивать и вообще любит творческий процесс. Но он не рисует образы. Я просила его: "Нарисуй траву, как ты ее видишь. Просто возьми краску и нарисуй. Или нарисуй солнышко". Но все эти просьбы остались без ответа. Если дать ему краски и кисти, его рисование будет простым размазыванием красок разного цвета по бумаге. Раньше он часто просил меня: "нарисуй пылесос" или "нарисуй машину". Потом мы долго не рисовали. И вот спустя полгода мы снова взялись за кисти. И теперь это выглядит совсем по-другому.
Во-первых, я решила разнообразить средства рисования. Уже давно хотелось попробовать спонжи, картофельные штампы и прочее. Во-вторых, захотелось предложить сыну конкретные идеи и способы их воплощения, и посмотреть, что из этого получится. На помощь нам пришла книга, которую я купила уж год назад, но которую все никак не решалась начать использовать. Вот она:

В этой книге изложены иллюстрированные идеи для детского творчества (как следует из названия - 365 штук): это и аппликация, и вырезание из бумаги, и шитье, и конструирование и - конечно - рисование. Приводится очень много практических советов. И при помощи родителей даже трехлетка сможет многое из этого сделать. После того, как я стала предлагать идеи из этой книги, интерес к рисованию у Яркко очень возрос. Он теперь каждый день просит что-нибудь поделать, сам достает книгу, выбирает проект.
Ниже покажу, что из этого получается.
Первое, что мы нарисовали, были эти чудесные совы. Давно мне хотелось их сделать. Сначала взяли губку и фиолетовую краску и нарисовали фон (не понимаю, почему мы в школе так не делали. Учительница всегда говорила, что белого листа на рисунке оставаться не должно, но такого удобного и легкого способа не давала). Яр сам с удовольствием нарисовал губкой ночное небо. Я помогала разводить краску и следила за процессом.
Когда краска подсохла, я нарисовала ветки. Затем Яр стал под моим руководством смешивать краски, чтобы получить светло-зеленый, голубой и розовый. Этот процесс вызвал восторг! Я быстро вырезала штампы из спонжа, и мы стали печатать сов. Потом сделали серебряную луну, а когда рисунок подсох, нарисовали глаза, нос и когти. Конечно, не так красиво, как в книге, но учитывая детские космические темпы (мой сын совсем не флегматик..), для первого раза неплохо.

Потом были отпечатки рук. Это тоже очень понравилось Яркко.
Он сам нарисовал фон, потом я намазала ему руки (это очень щекотно и смешно, оказывается), и он напечатал таких рыб. В следующий раз попробуем крабов и осьминогов.

Я помогла сделать глазки, ротики и полоски после высыхания.



В другой раз мы решили сделать ёжиков (рядом с совами выше). Вот, что получилось. Делать их понравилось нам обоим. И краски опять пришлось смешивать на палитре.


Потом мы решили вспомнить детство и порисовать пальчиками. Раньше для этого мы использовали специальные пальчиковые краски. Они до сих пор еще есть. Но текстура у них своеобразная. Поэтому решено было использовать обычную гуашь и нарисовать различные цветы. Я делала стебли, Яркко украшал их цветочками.






Всё это происходило так быстро, что я едва успевала выдавать чистые листы. Для цветов решила не тратить акварельную бумагу, а использовать старые распечатки. 
С помощью штампов-сов мы нарисовали и этих птичек.



А эти пташки получились из четвертинок картофеля.

Из половинок картошки получаются хорошие деревья. Ствол и ветки можно сделать с помощью кусочка картона.



Композиции "Весна" и "Лето".



Из круглой картошки получились штампики для колобков, солнца и круглых березок.

"Дело было в январе".


Во время таких занятий гиперактивность немного снижается. Мне хотелось бы еще чуть медленнее, медитативнее. 
Начав использовать эти идеи из книжки, я стала замечать, что и своих идей появляется все больше и больше. Очень много материала подобного плана на pinterest. 
Вот несколько проектов на будущее: 

Fall Kids Craft--- this would be a fun thing to do on a weekend or holiday vacation... use glue and cotton instead of paint and than we have summer!Teaching Watercolours to Children - How To - Artists & Illustrators - Original art for sale direct from the artist

Button Tree Art! Maybe this is what I can do with all my vial caps!     Use celery as a rose stamp - Now there's a Clever 2nd Use I definitely hadn't thought of before! Would be great for a kids' craft.

Комментариев нет:

Отправить комментарий